детский сад № 527

 

Когда ребёнок берёт в руки краски и кисти

и начинает рисовать,

мир делается добрее и прекраснее,

а вся вселенная становится ярче.

Известно выражение: «Каждый ребёнок рождается гением». И действительно, дети гениальны во время творческого процесса. П.Ф.Каптерев сопоставляет фантазии трёх-четырёх летних малышей с фантазией Гёте, Шиллера, Шекспира и др. Дети обладают буйной фантазией, которая палку может превратить в журавля, колесико — в машинку. Фантазируя, дети из реального мира попадают в мир придуманный. Увидеть его могут лишь они. Творческие наклонности малышей проявляются не только в рисовании, но и в работе с глиной, конструктором, на прогулке и во всех других играх.

Ещё Аристотель подчёркивал, что занятия по рисованию способствуют всестороннему развитию личности ребёнка. Художественно-творческая деятельность детей отвлекает их от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

Чем характеризуется творческая деятельность ребёнка?

Обратимся к работе В.М.Теплова: «Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, - искренность. Без неё все другие достоинства теряют значение». Психолого-педагогические наблюдения за процессом художественного творчества показывают, что создание изображения ребёнком сопровождается речью. Маленькие художники называют воспроизводимые предметы, объясняют поступки воображаемых персонажей, описывают свои действия. Всё это позволяет ребёнку понимать и выделять качества изображаемого; учить устанавливать последовательность планируемых действий.

Как отмечает ряд исследователей (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов и др.) большая роль в формировании творчества принадлежит воображению. Л.С.Выготский говорит, что для создания новых образов необходима организация внутренней взаимосвязи между мышлением, воображением, произвольностью и свободной деятельностью. Воображение не развивается само собой, и для этого не достаточно включить детей в художественную деятельность. Воображение необходимо развивать разными способами: при помощи устного народного творчества (потешки, загадки, пословицы, сказки) и художественно-творческой деятельности, в том числе и изобразительной.

На каждой возрастной ступени изобразительная деятельность становится все более самостоятельной, свободной, творческой. Поэтому педагогу необходимо знать эти особенности и учитывать их в работе с детьми, рассматривать формирование изобразительного творчества как специально организованный процесс, в котором главным является взаимосвязь обучения и творчества.

Становление личности ребёнка начинается с его рождения — в этот период обучением и воспитанием своего малыша занимаются родители. Задача педагога с приходом ребёнка в дошкольное учреждение — продолжить процесс воспитания и обучения, развить многостороннюю творческую личность.

Рисование можно сравнить с дидактической игрой. На рисовании мы изучаем и закрепляем цвет и форму; изучаем и сравниваем свойства предметов (кисть жёсткая, мягкая; тонкая или толстая); развиваем воображение, наблюдательность и умение ставить перед собой задачу. «Какой кисть удобно рисовать фон?» - спрашиваю малышку - «Толстой или тонкой?». Ребёнок, который много занимался рисованием, уже знает, что фон лучше закрашивать толстой кистью, а тонкой рисовать мелкие детали — глазки, ротик, носик. Чем не дидактическая игра?

Леонардо де Винчи был великом математиком и изобретателем, и при этом создавал великолепные художественные произведения. Законы Ньютона изучают все школьники, а то, что он первый сделал классификацию цвета — это неизвестно почти никому. Гёте писал прекрасные стихи, а так же создал цветовой круг, которым пользуются современные художники, дизайнеры, люди творческих профессий. Бидермайер был отличным военным, а так же создателем собственного стиля в интерьере, который и называется — стиль Бидермайера. Такие личности и должны быть нам примером всесторонне развитого человека.

Все знания малышам даются в системе, и в эту систему включено рисование. В настоящее время приоритетное направление в методике обучения изобразительной деятельности — развитие самостоятельности, инициативы и активности, которые должны повышать интерес у детей к творчеству, к процессу овладения средствами и способами создания художественных образов, в несколько этапов — возникновение замысла, процесс создания художественного образа, анализ результатов творчества взрослым и детьми.

Изобразительная деятельность детей раннего возраста проходит сложный путь развития от простых движений карандашом, кистью по листу бумаги, манипуляций с комком глины к образному воспроизведению очертаний, форм реальных предметов. Образ в рисунке, лепке становится всё более узнаваемым благодаря тому, что дети приобретают навыки изображения простейших форм. Возникает сюжет, который дополняется словом. Разнообразные формы, цветовые сочетания, ритм контрастных пятен, мазков придают выразительность детским рисункам, лепке, аппликации и вызывают у малышей элементарные эстетические эмоции.

Мы рисуем для ребёнка, вместе с ребёнком. Результат творчества наших детей — это показатель нашего творчества и нашего сотворчества.

 

«Когда ребёнок начинает рисовать»

Как только Ваш малыш будет способен держать в руках мел, карандаш, сразу же дайте ему всё это.

Единственная предосторожность: карандаш должен быть толстым, с чуть выступающим грифелем. Не давайте остро наточенные карандаши. Для рисования годится буквально всё: обои, открытки, конверты, листы. Можно приобрести мольберт, ребёнок сам выберет, где ему удобнее рисовать. Если не хотите испачканных стен, то находитесь постоянно рядом с ребёнком во время его творчества. Летом можно рисовать на асфальте мелками, или палочками на песке.

Чем раньше Вы дадите в руки ребёнка карандаши или кисть, тем раньше его разовьёте.

Вы можете рисовать вместе с ним, водя его руку, но если ребёнок не хочет – не настаивайте. Даже если ещё не умеет разговаривать, пусть рисует.

Мел, карандаш или кисть в руках ребёнка имеет большое значение для его умственного развития, так как напрямую зависит от моторики пальцев. Рисуя, он обретает естественную усидчивость, внимательность, воображение и другие навыки.

Не расстраивайтесь, если время от времени Ваш малыш грызёт карандаши, ест мел, иногда портит мебель (в разумных пределах), пачкает одежду. Просто объясните ему, что мел предназначен для рисования; покажите, что обгрызенные карандаши не рисуют.

Когда ребёнок творит, ему необходима полная свобода. Если не просит – не подсказывайте и не вмешивайтесь со своими предложениями. У ребёнка свои взгляды на то, как надо рисовать или что вылепить из глины. Но если ребёнок ждёт одобрения и похвалы, оцените его труд, не отказывайте ему в поощрении. Не критикуйте! Если взрослому в творчестве важен и нужен результат, то малышу он абсолютно не нужен. Ребёнок творит ради самого действия, ради игры, ради удовольствия. Они вкладывают в рисунок своё представление о мире, своё отношение к нему, эмоциональное восприятие окружающего.

По рисунку опытный психолог определит эмоциональное состояние ребёнка, его самочувствие. Приведу собственный пример. На занятии по рисованию дети изображали бурное море, волны. Цвета мы изначально выбрали синие, белые. Но одна девочка начала рисовать серой и чёрной красками. Я спросила, почему она выбрала эти цвета. «У меня очень сильно болит голова» - ответила она. Но, при этом, её рисунок оказался не хуже других. Во время рисования дети думают, наблюдают, сравнивают, фантазируют. Давайте создадим нашим детям условия для «полёта» фантазии!

 

 

Сайт детского сада № 527, все права защищены.

 

ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS